bagiw (baguio_sun) wrote,
bagiw
baguio_sun

• Mood:

Как мы сходили под парусом Бухтарминское водохранилище

Для того чтобы это приключение осуществилось, карты судьбы для моей семьи должны были сформировать причудливую мозаику, сведя воедино множество противоречивых условий и событий. Довольно долго не верилось, что получится поучаствовать в парусном походе за полторы тысячи километров от дома.
закат1

Но, в конце концов, погрузив своих девчонок и соучастника Пашку Семёнова к себе в Калдину, рано утром повез все её содержимое в Семипалатинск (дабы оставить семью у моих родителей) и далее, через Усть-Каменогорск, на побережье Бухтарминского водохранилища, в поселок Новая Бухтарма. Там у родителей знакомых нашего яхтовладельца и капитана Артамонова есть в распоряжении пока еще пустая база отдыха, где можно было оставить машины и, спокойно собрав катамаран, отчалить на маршрут. Опущу повествование о длинной дороге в Казахстан и по нему – и вот мы уже в бухте базы отдыха, доукомплектовываем катамаран и готовимся к тестовому переходу на близлежащий остров с тестовой же ночевкой. А вот и карта нашего путешествия, на всякий случай.

PAIN0854_c
Могучий Паша так стосковался по активной деятельности за время поездки, что сломал насос для подкачки баллонов в первые же минуты после приезда. «Паша,б! Я не знаю, где у тебя переключатель, но поверни его в положение 0,3 силы, пожалуйста!» - расстроился Артамонов.

Погода, и по прогнозу, и по факту – полнейший штиль при отсутствии даже малейших облаков на небе. Рай для любого другого похода, но не для парусного! Вода словно зеркало; колдунчики - небольшие ниточки на вантах мачты, определяющие направление ветра - безвольно свесились вертикально вниз. Музыкальной темой команды в эти первые штилевые дни стала арийская «Штиль! Ветер молчит…», но у меня в голове крутилось мельничное «Паруса обманув, ветер стих навсегда, гладким зеркалом стала морская вода…» Так что начало похода у нас получилось исключительно вёсельным.
Итак, погрузив около 100 кг груза  на борт, команда в лице капитана Серёги Татьяновича Артамонова, кока Серёги Ириновича Павлова, штурмана-навигатора Макса Иванкина и  рулевого Пашки Семёнова взошла на катамаран, и, после капитанской лекции о матчасти, погребла веслами на тестовую ночевку. Пришли на остров уже слегка затемно, Пашка активно занялся ночными съемками.

bukhtarma__042_c

bukhtarma__043_c

bukhtarma__044_c

Легли поздно, наутро хотели выспаться – но не тут-то было! Артамонов, обычно спящий до последнего, разбудил в 6 утра – снаружи палаток был Ветер! Как смогли, быстро собрались и вышли на воду. Но радоваться ветру пришлось меньше получаса – когда солнце вышло окончательно и комфортно расположилось на небе, он стих… Делать нечего, взялись за весла и погребли на базу отдыха за остатками наших вещей и продуктов.

bukhtarma__050_c

За 200 метров до берега в полном изумлении мы вошли в полосу двухмиллиметрового прибрежного льда – ночью было холодно, и штиль позволил образоваться корке на поверхности – в связи с чем было предложено дать безымянному пока катамарану имя «Ледокол Красин».

лёд

По плану, отбытие в поход у нас ближе к вечеру, поэтому обедаем и гуляем по окрестностям. По базе, живописно растворенной в поросших сосняком скалах, носятся стада непуганых сусликов, совершенно не опасающихся людей. Макс во время обеда даже накапал самому бесцеремонному зверьку супом меж ушей, так тому хоть бы хны!

суслик

После обеда, окончательно погрузившись, ушли на веслах на более далекие Змеиные (Гусиные?) острова, до них грести около 10 км.

bukhtarma__055_c

Средняя скорость груженого катамарана с убранными парусами и поднятым для уменьшения сопротивления воды швертом (килем) под веслами составляет всего 3,5 – 4 км в час, но это если грести постоянно, не отвлекаясь на всякие радости жизни :) Поэтому причалили к острову опять на закате. Удобная большая бухта острова неожиданно оказалась обитаема: в бинокль мы рассмотрели небольшой домик, пару лодок рядом, мотоцикл Урал 0_o и двух андроидов, вероятно рыбаков. Пришлось уйти чуть дальше. Ночной съемки было уже мало – Паша начал беречь батарею фотоаппарата.

bukhtarma__077_c

Легли около 11, хотели встать часа в 4, надеясь по-максимуму использовать ночной и утренний бризы, на которые надеялись исходя из опыта прошлого дня…
Но проснулись часов в 8 утра. Не то чтобы проспали, нет. Артамонов вставал и в четыре, и в пять, и в шесть, но ветра не было... Новый гребной день наступил!
Йога на плоских камнях островной сопки, с обширным видом на бирюзовую гладь, с разлитым в теплом солнечном воздухе  ароматом туи невероятно бодрит и оздоравливает!

йога

Капитан Артамонов, как и небезызвестный Флинт когда-то, оставил на острове Пашку с фотоаппаратом и отдрейфовал с остальной командой на фотосессию, в рамках которой была найдена чудесная бухточка для ночёвки со следами стоянки рыбаков и небольшой палаткой, за что бухта была прозвана Banner Tent Bay. Так открылась традиция называть или переназывать некоторые географические объекты у нас на пути.

BTB

Приняв нафотографировавшегося Пашку обратно на борт, погребли дальше, к небольшому островку с непонятной постройкой посередине.

говноостров

Остров был густо населен чайками, которые сначала засылали по мере нашего приближения боевых разведчиков  в нашу сторону, а потом и вовсе передислоцировались полным боевым крылом на воду в полукилометре от острова. Кстати, никогда не знал, что чайки в моменты беспокойства могут противно завывать, прямо как голодные  кошки! Остров оказался полон птичьих гнезд с огромными зелеными яйцами - вот и причина беспокойства. Постройка была заброшенной подсобкой какого-то разрушенного гидрометеомаяка, но самое интересное -это то, что весь почвенный покров на этом крошечном островке был сформирован из чаячьего помёта, который проваливался и пружинил под ногами!
Оставив мне на память впившуюся в ступню птичью косточку, остров начал удаляться в закорменное марево. Впереди ещё более маленький островок, метров 15 в поперечнике, с установленным маркером фарватера.

обед_маяк

Там у нас запланирован обед. В обед нас одарила своим вниманием моторная лодка с берега. Забавно: у нас на палубе полная  тишина, мы лежим пузами вверх, вывесив за борт четыре пар ног в кроссовках 45го размера, и нам слышны все разговоры пассажиров лодки, которая с работающим мотором несётся в километре от нас. "Смотри! Там парусник!"- " Где?" -"У острова спрятался! Поедем, посмотрим?" На что Макс меланхолично отвечает: "Не надо!  Разве не видно по обуви, что лучше не приближаться!?"

PAIN1020_c

Описав круг вокруг нас, лодка скрылась. Однако уже через полчаса мы прогребали мимо неё и смущённой парочки, поправляющей одежду. Мы отомстили за своё нарушенное спокойствие!!! :-)
Солнце начало нехило поджаривать наши бока, пора купаться,подумали мы в ответ. Четыре мужика, одни посреди водной пустоши - так зачем мочить одежду? Купание происходило путём захвата руками крайней поперечины судна и макания члена экипажа в обжигающе холодную пучину. Вчера же ещё лёд кололи гондолами. Затем, выбравшийся на палубу купант, дабы согреться, хватает весло и гребет с километр. Все эти неодетые могучие мужики с веслами невольно навевали ассоциации со средневековыми галерами с голыми рабами-гребцами по бортам:-)

рабы_cr_cr

bukhtarma__097_c

На базе отдыха, перед отчаливанием, к нам подошла неведомая  семейка и мужик сообщил, что рыбнадзором запрещена эксплуатация любых плавучих средств на период нереста рыбы до 15 мая. Мы-то на запрет осторожненько наплевали (максимум, что предприняли -сняли моторный транец с кормы и оставили двигатель на берегу), а под конец этого дня нам удалось увидеть этот таинственный обряд - нерест рыбы. Мы приближались к берегу, уже подыскивая себе ночлег, когда Серёгу Татьяныча испугала неведомая шевелёнка воды справа по борту в 20 метрах. "Это течение!!! Нет, это шквал! Шкоты из стопоров, живо!" Но "шквал" вдруг резко повернул прочь от катамарана и ушёл прочь. Не успели мы задаться вопросом "аэтчощасбыло?!", как мимо нас проплыло еще два таких явления. "Это РЫБА! Собственно, это и есть нерест!" - прозрел Татьяныч. Косяк рыб, выстраивающийся в строго треугольный клин, проплывал на глубине 20 см от поверхности, формируя неслабую рябь на поверхности по-прежнему гладкого зеркала штилевого водохранилища... И таких косяков идёт вдоль берега, огибая катамаран справа, слева и снизу, несметное множество! Интересное зрелище...

treegaybay
...Причалили в милую бухту. До заката час. Молодые участники (Ириныч и Пашка) отпросились у капитана и побежали на близлежащий пупырь пофотать закат. Сквозь болотце, заросли колючки, россыпи камней забежали на 200 метров над уровнем палубы катамарана за 25 минут, а потом столько же фотографировали закатные просторы Бухтармилища. Сверху было видно, как же много рыбы нерестится. Вся рябь на воде на фото - это косяки рыб...

нерест

Панорама заката кликабельна

bukhtarma__103_c

По возвращению в лагерь кок Ириныч взялся за грибной суп, отвар грибов кипел на горелке уже полчаса, и кок бухтел, какой же трудоемкий получается походный суп, и как же кок будет недоволен теми членами экипажа, которым суп не понравится... Так с легкой руки Артамонова и Иванкина родилось название этого экстрауютного местечка Three Gay Harbour, что означает, скорее всего, что суп-таки, мало кому пришелся по душе...

Ещё чуть позже пироман, сидящий внутри кока, собрал в огромную кучу солому камыша, вынесенную на берег волнами и прожаренную азиатским солнцем, и зажег, устроив вознесёнными на три метра ввысь языками пламени иллюзию ядерного взрыва на морском атолле, по крайней мере, так это выглядело на фотографии...

ядер

Завершила этот очень насыщенный впечатлениями день экспериментальная ночевка на воде. Двое в подмачтовой постройке (два Сергея Владимировича), двое в поставленной на палубе палатке. Никому, кроме меня, такая ночевка не понравилась: скрипуче, неустойчиво, неудобно. А я в детстве видел какой-то старый советский фильм, в котором три мужика -охотника ночуют в широкой лодке под тёплым одеялом, и с тех пор для меня это было высшей мерой уютности ночёвки в жизни. Наконец-то и я это попробовал, и, надо сказать, был доволен, как слон.

Следующий день должен был стать особенным. По прогнозу после обеда должен был подуть первый существенный северный ветер. А пока новое штилевое утро, и в голове звучит: "Парус стёрся до дыр от палящих светил, да и ветер попутный меня разлюбил... Что ж ты, брат ты мой ветер, за что осерчал?.." Пока все шло довольно привычно и неторопливо : сборы, отплытие, гребля, купания, солнечные ванны. Здесь водохранилище делает едва заметный поворот, и за левобережными скалами становятся видны нерастаявшие снежники Нарымского хребта. Красота! Приметили себе остров для обеда с пупырьком метров 150 над водой для совершения мышцеразминающей прогулки, высадились, пошли погулять, с вершины обнаружили, что остров обитаем. К тому моменту мы этому уже перестали удивляться. Берега пустынные, только бараны с лошадьми гуляют, а на каждом маломальском островке есть или люди, или их временные жилища...

bukhtarma__114_c

bukhtarma__116_c

bukhtarma__117_c
Обитатели острова чуть позже нанесли нам ответный визит через водораздел - видимо, хотели убедиться, что судно, приставшее к острову, не несёт на себе Андреевский флаг и пушки, а экипаж - четыре заросших сгоревших пирата-угонщика - не собираются аннексировать этот чудненький остров. Мы к тому времени сооружали из пузатого паруса генакера обеденное укрытие от солнца - оно нас прожаривало уже на пятый раз - и все не могли понять, что за ерунда: тень от паруса постоянно сдвигается, и парус начал хлопать... СТОП! Это ветер!!! Прижимной к берегу, порывистый, но все равно такой желанный! быстро покидав еду внутрь себя, прыгнули на борт парусника - наконец-то начинается то, зачем мы сюда приехали!

шкоты на руках

Сначала мы скромничали, поставив лишь самый маленький косой парус на нос - штормовой стаксель - но, немного отойдя от берега и поняв, что ветер попутный (фордевинд), начали наращивать аппетиты, то есть площадь парусности. Однако порывистость ветра не позволяла включить полный форсаж, но нам хватало и наших 13 км/ч по волнам и бурунам.

Пролетев бодренько с десяток километров и заприметив удобную наветренную бухту для ночёвки с традиционной горой неподалёку, начали маневры по причаливанию, во время которых Макс все так же меланхолично расстроил капитана: "Похоже, мы потеряли наш якорь, сэээр!" Якорь много значил для нашего капитана: он был той первоначальной пуговицей, к которой потом купили пальто. Он появился у Серёги тогда, когда самый первый парусный серёгинский девайс даже не был ещё в проекте. Но, к счастью, Серёга не успел расстроиться - по полезной привычке бывший владелец катамарана держал в качестве снастей только плавучие веревки. Поэтому мы бодро погребли к концу якорной веревки, маячившей в середине бухты...
Неожиданно для меня, в этот раз сходить на гору, кроме нас с Пашкой, захотел и Артамонов. По верхам ветер дул раза в полтора интенсивнее, чем над водой, неся с собой родной для меня тёплый  микс ароматов полыни, шалфея, степных цветов и ещё чего-то неуловимого медового... Анемометр намерил скорость ветра 16 метров в секунду в пике.

bukhtarma__118_c

На вершине у Пашкиного фотоаппарата закончилась батарея, и он, как новый русский из анекдота про забитые пепельницы шестисотого мерса, просто  достал из кармана новый фотоаппарат :-)  Ещё забавнее выглядели поиски сотовой связи: на подъёме мой телефон показал мне "четыре палки на палкометре", но я решил позвонить с вершины, укрывшись от ветра. Но на вершине связь напрочь отсутствовала. Да и на том месте, где я её застал в первый раз, телефон показывал ноль. Видимо, просто порывом ветра принесло кусочек соты из Усть-Каменогорска. Говорю же, мёдом пахло на склоне...
На следующий день ветер устаканился по интенсивности и по направлению: он остался нам строго попутным, избавился от порывов и слегка умерил силу (11-15 м/с). Но все равно это околоштормовые значения: вокруг нас были полуметровые волны, вершины которых обрушивались хрустальными барашками. Постепенно смелея, увеличивали парусность от одного только стакселя до комбинации кливер+генакер, достигли максимума скорости при фордевинде 20 км/ч.

В этом режиме мы слегка обгоняли волны, гонимые ветром в том же направлении, что выбрали мы. При этом получался натуральный сёрфинг: катамаран взбирается на гребень волны, на мгновение замирает в верхней точке, выгнув дугой баллоны - и срывается вниз, ускоряясь до максимума, заставляя команду повизгивать от адреналиновой смеси восторга и опасения. Что-то вроде: "ААА, КРУТО!!! Туалетную бумагу на правый борт!!!" Ну а капитан, вполне вежливый молодой человек на берегу, на палубе в такую погоду перевоплощается в морского волка: рычит, матерится как боцман (не удивительно, ведь он, по сути, выполняет обязанности боцмана), разве что только не рукоприкладствует! Зато команда начинает понимать все с полуслова. Макс шутил: "Серёга, если у тебя команда жопорукая, тогда ты - Капитан Жопоруков!"

За этот день мы пролетели на попутном ветре больше, чем за три предыдущих, вместе взятых: аж 56 км. Нас остановил только крутой поворот водохранилища. Слева остался Нарымский залив, справа - путь на Курчум и дальше, в озеро Зайсан. Поломав головы над дальнейшим маршрутом и тщательно взвесив все перспективы, было решено зайти направо в сторону Курчума настолько, сколько получится до конца дня при утихающем ветре, а два последующих ходовых дня посвятить переходу до села Большенарымское, где наметили финиш похода. Ночевку получилось устроить на правом берегу напротив Новотимофеевки, рядом с дорогой Коктерек-Курчум.

дорогавкурчум

Место мне не очень понравилось, несмотря на исчезающе малый трафик по дороге. Ночью снилась какая-то многосерийная ерунда. Утром первыми словами  Сергея Татьяновича тоже были : "Ну и хрень же мне снилась!" Поэтому, нисколько не жалея, мы быстро собрались и вышли на воду.
Странно, по прогнозу сегодня должно быть то же самое дулово, что и вчера, а на воде ну не то, чтобы штиль, но лёгкая, встречная для нас рябь... Немного расстроившись по поводу отсутствия вчерашних ветроволноприключений, пошли потихонечку к месту поворота водохранилища, гоняясь за пятнами блуждающего ветра. Зато Бухтармилище решило в очередной раз нас удивить и послало к нашему судну меланхоличного... Пеликана! Мы все думали, что это исключительно южные птицы... Как грациозно он взлетел с воды! Жаль, не дотянулись руки сфотографировать...
Через пару часов капитан, то и дело прикладывавшийся к биноклю, закричал: "Я вижу чёрную воду и много барашков напротив поворота водохранилища! ТАМ дует тот же ветер, что и вчера!" Таким образом, перед нами стояла задача пересечь коридор порядка 8-10 км шириной с околоштормовым боковым ветром (галфиндом). Помимо самого воздействия ветра и волн, существовала опасность сноса катамарана к подветренному берегу, и, как следствие, выброс судна на берег метровыми волнами с последующим разрушением. А если не плоский берег, а отвесные скалы? Не хотелось бы. Проблему поперечного сноса решило бы повышение площади поднятых парусов (полноценный стаксель вместо штормового на носу и поднятый хотя бы максимально зарифленным основной парус, грот), но чем больше парусов, тем больше вероятность поломки мачты или оверкиля (переворот судна мачтой вниз) в случае ветропорыва. Поиском компромисса в этой ситуации и занялся капитан. "Мне надо облегчиться перед таким ответственным заданием!", и едва он это сделал, мы вошли в полосу усиливающегося ветра. Остальные не успели... Через пять минут я все-таки решил, что рискнуть и провернуть подобное мероприятие во время неслабой качки все же лучше, чем терпеть пару часов до места причаливания, а будет ли такое безопасное место, мы вообще уверены не были... Поэтому, дав капитану обещание не оборвать штаг, я пополз на нос. Опущу подробности, но этот гальюн я запомню на всю жизнь:-D
Боковой ветер - это совсем не та лафа, что попутный. Волны нам теперь стали тоже вбок, а высокая боковая волна мало того, что грозит оверкилем, так ещё наносит повреждения килевому механизму, может выломать шверт. Пришлось в задачу по расчету направления движения принимать ещё и волны, разворачивая катамаран носом к наиболее высоким из них. При этом поднимается туча брызг, катамаран теряет ход, а полная потеря хода грозит потерей управляемости и неправильным поворотом "фордевинд", когда при повороте ветер заходит с кормы. Для нашего катамарана поворот фордевинд при таком ветре может стать фатальным - грот резко меняет галс, гик летит через всю палубу, снося головы матросов, упирается и обрывает подветренную ванту, и в следующую секунду мачта летит за борт. Правильным поворотом в сильный ветер является поворот "оверштаг", когда ветер дует в нос паруснику. Но это я уже пошёл в дебри...

Полтора часа пересечения ветрового русла пролетели как один миг, и только адреналиновая усталость, натруженные руки (шкоты- веревки, управляющие парусами- должны в сильный ветер быть на руках, закрепление их к конструкции катамарана запрещается) да клонящееся к закату солнце говорят о том, что пора искать наветренную бухту. Сеансы астронавигации показывают, что такое место есть только на западном берегу "косы", отделяющей Нарымский залив от остального Бухтармилища, туда относительно гладко и высаживаемся. Лучшие места на этом полуострове заняты лошадьми, нам достается обрывистый берег и мутная от прибоя прибрежная полоса воды.

коса
Артамонов беспокоится по этому поводу, а мне место ночёвки очень приглянулось- здесь очень красиво. Да, по словам Макса я ещё не вышел из няшно-романтичного  периода жизни, когда красота места ночёвки ещё играет роль. Ну так ведь это же и здорово, это, наверное, и есть молодость!
Мой взгляд притягивает гора Карабиик, Черная Высота по-казахски, 1280 метров - это 900 метров над палубой катамарана.

карабиик

Зреет желание "сбегать" на вершинку с утречка, но для этого надо встать до рассвета. Получив от жены по телефону предупреждение, что в эту ночь ожидается усиление ветра ещё в полтора раз, вытаскиваем катамаран на берег полностью, а затем минут двадцать спорим с Серегой, как мне завтра было бы удобнее подняться на гору. Смотрим такие по очереди в бинокль, выбираем контрфорсы, по которым логично подниматься и спускаться, спорим; Артамонов убеждает, что идти лучше по правому, я - по левому. Наконец, устав спорить, произношу: "Ладно, Серёга, я тебя понял. Я оставлю бинокль себе на завтра?" - "Нет, положи мне в тамбур палатки." -"Но завтра на горе он был бы весьма кстати!" - "Да. Просто я иду с тобой. Но только идём по моему контрфорсу". Видимо, Артамонов пока ещё тоже молодой, раз поход на гору оценил выше, чем 4 часа сна после изматывающего перехода...
Лег спать, но не тут-то было, через полчаса проснулся от полощущей по лицу стенки палатки. Обещанный ветер пришёл... Вылез, поставил оттяжки на палатку, но помогло мало, палатка трепетала до утра, сломав дугу и вырвав крепление отверстия на стропе...
А у палатки соседей было веселее. Артамонов посреди ночи выткнул дуги, фактически расстелив палатку по земле,а чтобы палаточный потолок не лежал на лицах и не мешал дышать, свернул коврик в виде колонны и  поставил стоймя в центре получившегося прибежища. Поутру это успешное эрзац-решение было озаглавлено "Колонной Артамонова", и встало в один ряд  с ярангой Артамонова, танковой пушкой Артамонова и многочемдругим Артамонова.
А поутру два Сергея Владимировича побежали встречать рассвет на Карабиик. Внизу буйствует весна, а наверху она едва- едва началась: лежит снег, набухают почки на деревьях. И, конечно же, шикарные виды на Бухтарминское водохранилище, Нарымские горы, окрестные берега, белки Катонкарагая и далеко-далеко на северо-востоке, в утренней дымке, вечно-белые отроги Катунского хребта Алтая...

Панорама снежничков Нарымского хребта кликабельна
bukhtarma__151_c

Панорама бамбукоподобных осиночек кликабельна
bukhtarma__149_c
Панорама поворота бухтарминского водохранилища кликабельна
bukhtarma__154_c
Хотели поржать и оставить в туре записку: " Группа туристов клуба ТАКТ, совершая парусный поход первой категории сложности, втащила катамаран на вершину 1280м", да тура не нашлось, только тригопункт. Не самая высокая вершина в округе, но повыше зайти не хватало времени. В итоге, по приходу в лагерь, посчитали, что "сбегать" на вершину заняло туда и обратно 4часа 20 минут, при том, что сидели наверху 35 минут, по горизонтали путь составил 14 км, по вертикали -900м.
Ночной ветер усмирил свой пыл, сейчас дуло примернно со вчерашней силой, но уже с востока. Нам оставалось пройти пару-тройку километров до полуострова с горой Каменушка, на котором было решено проводить разборку - твёрдый берег, наличие дороги до трассы, удаленность от деревни - что ещё надо? Переход прошёл успешно - спасибо ветру, что позволил заново пережить вчерашние ощущения в миниатюре и завершить поход не на веслах :-)
С этого момента началась операция "Эвакуация". Первоначальный план отъезда на транспорте аборигенов как-то сам собой рушился... Представили себе картину: два бородатых обгорелых мужика идут в деревню утром 9го мая, пытаются найти трезвого водителя с газелькой, говорят: "Мужик, у меня есть что увезти за 160 км отсюда, но для это нужно приехать на безлюдный полуостров!"- как-то вероятность успеха маленькая. Поэтому родился план Б: два Сереги едут автостопом до места старта, садятся в свои Калдины, приезжают на место финиша, ночуют, поутру разбирается катамаран, пакуется в машину и вся компания покидает эти благодатные места. И по затратам меньше, и гораздо реальнее все. Осталось только успешно доехать автостопом.
А с этим вышла накладка. 50 минут мы с Серегой простояли на дороге. Машины проезжали, но нас не брали. Потом случился эпизод, который заставил нас принять решение разделиться : я отошел от Сереги метров на 40, и в это время рядом со мной затормозил Рав4. Однако, когда Артамонов обрадовался и тоже побежал к машине, водила с пробуксовкой укатил от нас аж через встречку... Ну что же, можно и по одному. Серёга взял немного денег и пошёл вперёд, а я остался на месте, продолжая голосовать. минут через 10 меня подобрал КАМАЗ, согласившись довезти лишь до половины пути, до райцентра Зыряновск. Там я сел на такси до Усть-Каменогорска, и с ветерком, на старой субаре с пробегом 335 тысяч на одометре, доехал до Новой Бухтармы по горным серпантинам с блюющими на скорости 110 кмч пассажирами... Из Новой Бухтармы в сторону баз меня подкинул мужик на уазике-кабриолете -УИИИ! Полный восторг!
Серёга добрался примерно в это же время, чуть более скучно, и мы выехали в ночь в сторону Большенарымского. В завершение этого длинного-длинного дня произошёл полный сюр: пробираемся с Серегой на своих пузотёрках по полуострову последние километры до Макса с Пашей, видим сзади фары догоняют. Время - 2 часа ночи... Ну, может, Рыбнадзор или менты. Остановились, ждём.. Мимо нас проезжает Делика с 22-ми номерами, это Алтайский край, на Делике едут туристы-водники... Глухая ночь, глухие казахстанские запендя - и встречаются две российские группы!..
А Макс и Паша все это время разлагаются на берегу и фотографируют живописные окрестности…

камен2

камен3
Заливные луга

камен4
камен5

Наутро, за 3,5 часа собрали катамаран, погрузили Серёге вна Калдину и покинули эти берега, ставшие очень близкими за неделю...

ending

P.s.
Сегодня 17 мая, я сижу в своей квартире в Томске, пишу рассказ, а за окном падает снег, падает и не тает. Меня не покидает ощущение, что это уже поздняя осень пришла в мой город, а лето было там, в Казахстане, на солнечных берегах Бухтарминского водохранилища. Это был не просто поход, это целый туристический сезон в миниатюре. Я даже не могу называть то, что прошло, походом, это для меня останется самым здоровским летне-солнечно-ветро-водным приключением, память о котором я пронесу до своего конца. И я не мог не поделиться самыми позитивными кусочками этой памяти, уж извините :-)