bagiw (baguio_sun) wrote,
bagiw
baguio_sun

Categories:

В пустыню на паруснике (Бухтарминское вдхрн-2015)

Наше прошлогоднее казахское приключение настолько всем понравилось, что нынешней весной, спонтанно собрав партсобрание, единогласно и без промедлений выбрали Бухтарминское водохранилище территорией охоты на ветер и впечатления и на эти майские праздники. Поменялся лишь один участник – готовящийся к Айронмэну (бесконечные респекты!) большой и сильный Павел был заменен одним Павлом поменьше и Андрюхой Загородним в довесок.



Кроме того, решено былопоменять направление движения на противоположное от прошлогоднего, ведь известно, что маршрут, пройденный в обратном направлении – как минимум, на 50% другой маршрут! Таким образом, планировали строиться и стартовать неподалёку от Курчумской переправы, в зоне песчаных барханов, которые намеревались также посмотреть – не каждый год, живя в болотах, доводится погулять по пустыне. Однако с этим планом вышла неувязочка. Вообще говоря, в этом году мы намеревались пройти маршрут в 3-4 экипажа, причем, наши попутчики хотели стартовать аж из Зайсана, поэтому они уехали из Томска на пять дней раньше нас, и перед самым нашим отъездом прислали душераздирающую смску: «В районе Зайсана СЛОЖНАЯ ледовая обстановка». Что бы это ни значило, решено было не бороздить под парусом бескрайние ледяные поля и не играть в ледокол, поэтому решено было начинать маршрут с севера, как и в прошлом году. А значит, здравствуй, уже родная и уютная бухта базы отдыха ВНИИ ЦветМет!





Поставив план-максимум добраться до песков, построившись и оставив машины на базе, мы вышли в солнечно-голубые просторы. Погода была как в прошлом году – ясное слепящее солнце, дико холодная, недавно освободившаяся ото льда вода; природа по берегам тоже была узнаваема – казалось, вспоминался каждый мыс и островок на пути. Макс шутил, что можно взять фотографии с прошлого года и вставить в рассказ о нынешнем путешествии и никто ничего не заподозрит, даже сами участники. Вот только с ветром везло гораздо больше – в первый же день после обеда подул устойчивый бакштаг (попутно-боковой). Дул не сильно и равномерно, почти не поднимая волн, обеспечивая нам огромные дневные перегоны. С одной стороны, ветер в парусном походе, да еще и попутный, это самая желанная благодать. С другой стороны, мне было невыносимо жалко, что все эти красивые берега с их горами, перелесками и весенними запахами проносились мимо! Я знал, что буквально за два дня такой скорости мы выйдем из горной части водохранилища и по берегам раскинутся низменные холмы, на которых глазу не за что будет зацепиться… Так потом и получилось, в моем активе осталась лишь одна закатная вершинка высотой в 400 метров над уровнем воды напротив архипелага с горой Дыроваткой…










Как я уже говорил, наш парус был не одинок в эти дни. Вот так ленивые парусники ходят строем под мотором:



Все путешествие полная луна по ночам дарила нам сумасшедшее количество света, затеняя собой обычно богатые россыпями звезд южные небеса. Лунатики в палатках активизировались!



К обеду второго дня мы были уже там, куда год назад добрались лишь к обеду четвертого – удобная столовая бухточка перед поворотом водохранилища с отличным видом на Нарынский хребет



А ночевали на курчумском берегу дальше максимального прошлогоднего удаления от точки старта. Чуть меньше 80 км прошли за второй день. Тут тоже было куда сходить погулять и посмотреть на закат, хоть и не так масштабно, как в первую ночевку.



А после выхода луны из-за хребта я экспериментировал с ночной съемкой: то лез в полной темноте на скалы, то замораживал членов команды на несколько десятков секунд для получения такой вот картинки:



Кроме Луны, азиатское небо дарило нам две ярчайшие точки-планеты: Венеру и Юпитер. С помощью застабилизированного бинокля 8x32 мы даже наблюдали четыре галлилеевских спутника Юпитера: Ио, Каллисто, Ганимед и Европу.



Вообще, астрономия была сквозной темой путешествия: по вечерам и на перегонах Макс читал выдержки из «Популярной астрономии», все на всю жизнь запомнили, что Солнце сжигает 600 млн тонн водорода в секунду, а ярчайшая звезда после Солнца – Сириус :) Да и как не думать о Космосе в этих диких и живописных местах под ТАКИМ небом?

На третий день, все также бодро продвигаясь на юг, решили заобедать на острове посреди акватории, облюбованном бакланами и чайками. Наше появление согнало в воздух несметные полчища птиц, закрутив их в бесконечный вираж. Андрюха снял кино про бакланов:





Птицы отомстили нам за вторжение в частную жизнь, одна наиболее смелая чайка произвела ковровое пометометание прямо как в фильмах о воздушных боях, пометив дорожкой воду, катамаран и Макса! Но что больше всего нас «разорвало», так это то, что через несколько секунд максовского возмущения из недалекого скопления согнанных чаек послышался самый натуральный человеческий ржач, который так хорошо умеют изображать местные пернатые!
И только отплыв от обеденного острова, в туче круживших над нами пернатых мы опознали целую стаю полумифических пеликанов! Год назад мы не верили своим глазам, встретив лишь одного из них, а сейчас воздушные окружности рисовали насчитанные нами двадцать одна огромная птица!



Ночевать встали на совсем уже пологом западном берегу неподалеку от Казнаковско-Курчумской переправы. Бегать на горку было некуда, поэтому доужинная физкультура заключалась в прогулке до замеченных недалеко прибрежных зиккуратов, оказавшихся заброшенными добротными домами-зимовками.



Наутро миновали две линии паромной переправы. Мы приближались к конечной цели нашей прогулки – опустыненного  барханистого берега у перехода водохранилища в озеро Зайсан. Местность по берегам уже гораздо сильнее напоминала полупустыню, но нас манил высокий бархан в дымке на горизонте. Ветер по-прежнему нам благоволил, и сразу после обеда мы причалили в бухточке напротив селения Куйган, снарядились и пошли гулять по пустыне…
И я скажу, что эти четыре часа жаркого ветра, колючек, сыпучей почвы под ногами и солнца того стоило! Довершали картину мазохизма взятые на перекус СУХАРИ и СУШЕНАЯ РЫБА …
Через полтора часа мы достигли того самого высокого бархана. Плотный, прохладный песок пестрил сетками бороздок и ложбинок, образовывал наддувы, заструги, карнизы – будто ты не посреди пустыни в надвигающемся лете, а в зимнем походе траверсируешь снежный, зализанный ветрами хребет! Даже снег нашелся под десятисантиметровым слоем песка
Невероятно необычное место! И уж точно – побывать здесь в рамках парусного похода – бесценно!





_SAM7591_res.jpg



На вершине бархана устроили перекус и подверглись приступу биноклевой болезни, рассматривая Зайсан, громаду Тарбагатая за его южным берегом; обширные камышевые пожары на курчумской стороне, пятикилометровые по своей ширине заросли которого оккупировали местные берега… Космическая тема нас не отпускала – мы предположили, что этот камыш для некоторых биологических видов как целая Вселенная для нас, людей…
Возвращались на берег в ласковых лучах закатного солнца…



Путешествие подходило к концу. На следующий день нам надо было вернуться к паромным переправам. Помня о господствующем северном ветре, мы даже морально готовились грести вёслами против него эти 15 км. Каково же было наше изумление, когда, выйдя на воду, мы обнаружили, что за ночь ветер как по заказу задул с юга! А раз нам опять везет, то есть время поучиться и поразвлекаться – ведь сегодня седьмое мая, день Радио, профессиональный праздник для 80 процентов экипажа! Учёба и развлечения сошлись в одной точке посреди водохранилища путем создания радиовещательной точки на судоходном бакене. Для организации РАДИОБУЯ на бакен был высажен юнга Загородний с ГоуПро, а остальная команда отрабатывала сложный маневр «Человек за бортом». Дважды. Парусник ведь не моторка, не сразу поедет туда, куда захочешь, и подобрать оказавшегося за бортом человека не так-то просто. Однако команда радиотехников под руководством программиста не ударила лицом в грязь и благополучно спасла юнгу.



Спасла для того, чтобы через пару минут еще раз его высадить и поржать:



Но все хорошее, к сожалению, неумолимо заканчивается. В обед причаливаем к единственно свободному от камыша кусочку берега между двумя линиями Казнаковско-Курчумской переправы и начинаем разбор, и через три часа лишь небольшая кучка тюков странной формы напоминает о завершенном путешествии.




А ровно через сутки, после длительных мытарств-скитаний двух водителей по попуткам, разбитым дорогам, автосервисам  и деревням-городам, и изнуряющего ничегонеделания остального экипажа, наша дримтим погрузила вещи и судно в Калдину и Патриот и на прощание вышла на берег. Сели на влажный прохладный песок; ветер, бывший нынче нам таким приветливым и услужливым, в последний раз обдувал нас влажной прохладой, нёс сгущенные речные запахи будущих воспоминаний… Уезжать было грустно, грустнее, чем в прошлый раз, потому что в этот раз всем было понятно, что теперь уж, после двух дублей, в эти места мы вряд ли скоро вернемся… Впереди новые водоемы, новая погода и новые экипажи, но это весеннее приключение навсегда останется яркими позитивными страницами в книгах наших жизней - будет, что вспоминать на свалке!..


Апд: смонтировал ролик с яркими моментами из путешествия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments